Настройка и отстройка


На первый взгляд струнные инструменты, в частности электрогитары и бас-гитары, довольно простые изделия. Обывателю может показаться, что любой плотник сможет прикрутить к доске (или к сиденью табуретки) гриф, натянуть струны и получить музыкальный инструмент.
Наверное такой способ имеет право на существование, тем более, что некоторые примерно так и делают (Jack White например), и пожалуй простой обыватель так себе и видит конструкцию электрогитары. Кстати, некоторые даже искренне удивляются, когда узнают, что электрогитары делают из дерева…
На деле все немного сложней. В электрогитаре есть часть параметров, которые можно (и нужно!) настроить под себя, под свои предпочтения и задачи, а также элементов, которые просто необходимо настроить правильно.
Есть такие понятия как «настройка» и «отстройка». Настройкой принято называть только лишь натяжение струн, а вот отстройка как раз включает в себя приведение всего что можно отрегулировать к необходимым параметрам. Рано или поздно перед каждым гитаристом встают вопросы приведения своего инструмента в максимально подходящее для себя состояние. В эпоху интернета все намного проще, и написана уже куча статей на подобные темы, однако хочется еще раз написать обо все по порядку.
Итак,что же можно настроить «под себя»?
1. Во-первых выбрать оптимальную толщину и тип струн. Здесь четких правил нет (кроме как не ставить нейлоновые струны на гитары с магнитными датчиками), есть общие советы, физика, против которой не попрешь, и выбрать для себя что-то определенное можно лишь перепробовав разные варианты по материалу изготовления струн, их толщине. Обычно струны продаются готовыми комплектами, однако некоторые производители струн предоставляют возможность самому подобрать калибр каждой струны для комплекта.
2. Высота струн. Многим в нашей стране посчастливилось поиграть на советских гитарах, выпущенных на мебельной фабрике из остатков производства, на которых приемлемая высота струн была только в районе первых трех ладов, и такой прием игры как баррэ считался чем-то фантастическим для новичка. По большому счету этот параметр – дело вкуса. Кому-то нравится, когда струны практически лежат на грифе, а кто-то в силу особенностей звукоизвлечения ставит струны повыше. Высоту можно отстроить регулировкой бриджа и седел.
3. Прогиб грифа. Опять же, если задуматься о физике процесса при натяжении струны, то по принципу рычага она старается выгнуть гриф, т.е. если утрировать, то получается что-то вроде лука. Чтобы усилить гриф, внутрь обычно вставляют металлический анкер (есть и другие решения), который и позволяет этот прогиб регулировать. Но, если его перетянуть, то мы получим обратную ситуацию – средняя часть грифа будет задевать струны и мешать им свободно колебаться.
4. Мензура. В определенный момент времени начинающий гитарист начинает замечать, что вроде-бы настроенная гитара (по самому популярному способу – 5 ладу) по длине грифа не строит. Одни и те же ноты в разных местах грифа звучат с разной высотой, либо взятый ближе к 10 ладу аккорд звучит не собранно и слышны биения. Кто-то начинает списывать это на качество струн инструмента или что-то еще. А может все дело в ненастроенной мензуре? Мензура – расстояние от верхнего до нижнего порожка, т.е. длина колеблющейся части струны. При том, что струны имеют разную толщину, а ладовая проволока делит каждую из них на одинаковые части по длине, то нельзя получить идеальное попадание в нужную частоту ноты на каждой струне по всему грифу. Поэтому на электрогитарах предусмотрены бриджи с регулируемыми седлами, для того, чтобы для каждой струны в отдельности увеличивать или уменьшать длину ее колеблющейся части.
5. За точность строя отвечает не только мензура, но и состояние ладов. В принципе, лады тоже можно отнести к регулируемым параметрам, ведь при кажущейся простоте лады различаются по профилю, высоте, материалу изготовления. Как и в случае со струнами подобрать что-то для себя можно только методом проб и ошибок. Со временем, при взаимодействии ладов со струнами они изнашиваются и их профиль в месте касания струн меняется. При таком положении вещей вряд ли получиться идеально настроить мензуру. А перебить изношенные лады можно, например, в мастерской Conpeth Guitars.
6. Настройка тремоло. Если гитара оборудована тремоло, то там тоже найдется что отрегулировать! Если это не Kahler, то за крышкой на обратной стороне деки спрятаны пружины, которые держат само тремоло в равновесии – с одной стороны его тянут струны, а с другой как раз эти пружины. Многие не догадываются, что болтающийся во втулке рычаг тремоло, можно притянуть фиксирующим болтом, и забыть про лязгающие звуки от него в динамике.
7. Положение звукоснимателей. Было интересное видео у Галилей-мэна (Александр Пушной), в котором он показывает как расстроить гитару, вообще не прикасаясь к струнам и колкам. Он просто почти вплотную к струнам поднял нэковый звукосниматель, магниты которого уже стали влиять на струны так, что строй «уплыл». Но дело не только в том, что не стоит задирать датчики слишком высоко. Опущенные слишком низко звукосниматели будут попросту плохо снимать сигнал со струн. Более того, на некоторых звукоснимателях можно регулировать даже высоту каждого магнита в отдельности.
8. Длина ремня. Ну а что? Важна для удобства.
Это лишь краткий обзор понятия«отстройка» гитары, но можно проследить принцип, что каждый параметр настраивается по принципу золотой середины – много плохо и мало плохо. И для того, чтобы сделать все правильно, нужно иметь определенны опыт в такой работе. Поэтому хочется посоветовать уделять больше времени музыке, а обслуживание инструмента доверить гитарному мастеру, например Константину Петренко.