Интервью для журнала Петербургский МУЗЫКАНТ

Уверен, найдётся мало музыкантов, которые никогда не приносили свои инструменты в мастерскую — отстроить, починить, внести некоторые изменения… Также сейчас набирает обороты тенденция играть на мастеровом инструменте, сделанном под конкретные нужды исполнителя. Мы пришли в гости в гитарную мастерскую Conpeth Guitars, где оказывают помощь сломанным инструментам и из под руки мастера Константина Петренко появляются на свет эксклюзивные гитары.

— Константин, как Вы пришли к этому ремеслу?

— Это было очень давно, в 1997 году. Всё началось с того, что хотелось играть на наилучшем инструменте. Но таковой было найти практически нереально, потому что финансы не позволяли приобрести очень дорогой инструмент, а те, что попадались в руки — б/у или купленные в магазине — требовали доводки, доработки, чтобы приблизить их к желаемому результату, то есть сделать инструмент под себя. Мои друзья видели, что я ремонтирую себе гитары, они стали обращаться ко мне. Заработало сарафанное радио, информация обо мне стала расходиться среди различных музыкальных тусовок, распространяться по городу. Стали обращаться более профессиональные и квалифицированные музыканты…

— Помните ли первую гитару, которую сделали?

— Мне изначально было интересно попробовать создать гитару самому, поскольку ремонты не доставляли такого удовольствия как изготовление инструмента с нуля. На тот момент мне казалось, что это лучшая гитара в мире, но, на самом деле, это было не так. Предела совершенству нет, всегда хочется сделать что-то иначе, со временем опыт накапливается и инструменты получаются всё лучше и лучше. Стали появляться заказы на изготовление гитар. 
В один прекрасный момент я понял, что своими руками могу сделать профессиональный музыкальный инструмент высокого класса. Я понимаю, что поточный инструмент — это поточный инструмент. Со временем владелец всё равно хочет внести в него какие-то изменения. Зачем мне как музыканту покупать подобный инструмент, когда можно сделать его с нуля — именно такой, какой необходим. Кто-то хочет в свою коллекцию мастеровую гитару, кто-то зарабатывает музыкой на жизнь, и ему требуется специфический инструмент, сделанный под определённые цели и задачи, а кто-то просто ищет наилучшее звучание, не найдя его среди гитар, которые продаются.

— Одно дело — понимать, какой хочешь звук, другое — знать, как это сделать… Вы учились у каких-то мастеров?

— Всё приходит с опытом. Когда я начинал, учиться мне было не у кого, потому что на тот момент я не знал никаких других гитарных мастеров. Я просто разбирал заводские гитары, смотрел, как они устроены, изучал, даже разламывал грифы, смотрел, что находится внутри. В то время я стремился делать инструменты «заводского качества», такие, которые могла бы сделать какая-нибудь престижная дорогая фабрика, но позже я стал стараться делать лучше, чем на заводе. С опытом впитываешь больше информации, я начал углубляться в те вещи, о которых изначально даже не задумывался. В дальнейшем, работая с другими мастерами, я сам был уже состоявшимся мастером, но мне всегда интересно учиться чему то, чего я не знал раньше, делиться опытом. Также я развиваюсь, получая информацию из различных источников, которых сейчас множество. Плюс очень хороший опыт я получил от своих родителей — для моего отца чтото сделать из дерева никогда не составляло проблемы, он меня многому научил.

— Вы сейчас в свободном плавании? Conpeth Guitars — эта Ваша мастерская?

— Я, как был в свободном плавании, так и продолжаю, но уже на более серьёзном уровне. Профессионально гитарным мастером я работаю уже давно. Раньше с кем-то сотрудничал, теперь хочу заниматься этим самостоятельно.

— Можете примерно подсчитать, сколько гитар Вы сделали за свою жизнь?

— Сложно сказать… Я никогда не вёл подсчёты, как ни странно. Очень много гитар прошло через мои руки, но сколько именно — я не знаю. Что касается изготовления — несколько десятков, я думаю, никогда не считал, просто брал и делал своё дело.

— Не тяжело ли расставаться с гитарами, которые родились в Ваших руках?

— Поначалу было тяжело, потому что я, грубо говоря, их вынашивал на протяжении месяцев с клиентом, только клиент — мысленно, а я это делал с нуля — от «бревна» до готово го изделия. Потом привыкаешь к этому. Тяжело ещё бывает по тому, что часто инструменты доставались людям, которые мало представляли, что у них в руках. Всегда интереснее, когда гитара попадает к профессиональному музыканту.

— А Вы сами являетесь музыкантом?

— Я с раннего детства занимаюсь музыкой. Если бы не любовь к ней, не было бы и меня как гитарного мастера. Раньше для меня это была серьёзная музыкальная деятельность. Последняя группа просуществовала 9 лет, мы постоянно репетировали, выступали, ездили на гастроли. Сейчас у меня есть небольшой проект — пока мы просто с другом репетируем для себя, готовим новый материал. На данном этапе я решил углубиться в работу мастерской, а музыкой занимаюсь в своё удовольствие в свободное время.

— Вы как гитарный мастер занимаетесь всем спектром работ?

— Я делаю ремонты любой сложности и занимаюсь изготовлением электрогитар  разной направленности, всё зависит от пожелания заказчика. Если деятельность гитарного мастера по делить на две категории — это ремонт инструментов и их изготовление на заказ — то, конечно, я больше люблю делать второе, тем более, что у будущих владельцев, бывает, возникают очень интересные идеи. Да и сам я как музыкант экспериментирую на тему различных инструментов, мне интересно сделать такую гитару, которую я никогда не делал — не копировать инструмент известной марки или заниматься вариациями на тему той или иной модели, которая присутствует на рынке, а сделать чтото новое. Ко мне приходят разные музыканты с идеями создания гитар, которых никогда до этого не существовало, мы просчитываем все детали: форма, какую древесину использовать, фурнитура — всё от и до. Получившийся инструмент должен устраивать и меня как гитарного мастера, и музыканта, я не могу из рук выпустить инструмент, который хоть в чём то не будет отвечать моим требованиям. Я всегда стремлюсь к наивысшему совершенству.

— Сколько гитар живёт у Вас дома?

— На данный момент у меня пять инструментов. Они все разные. Конечно, на каждом из них можно играть практически любую музыку, потому что инструмент должен быть более-менее универсален, но каждый из них имеет уклон в определённое музыкальное течение или звучание. Как музыкант на записи я использую много разных инструментов, которые делал для себя, в различных вариациях, чтобы звук был определённого характера.

— А есть ли среди гитар, сделанных Вами, самая любимая?

— Для меня мои гитары — как дети. Как можно сказать, что ктото из детей лучше? Скажу так: в определённый момент времени лучший инструмент — это тот, который хочется сделать сейчас. Но это не значит, что предыдущие чем-то хуже.

— Как можно получить больше информации о Вашей работе?

— На страничке «ВКонтакте»: http://vk.com/id245947405.

Беседовал Артём ПАВЛОВ