Еще раз о Floyd Rose

Флойд Роузович
Внимание! Данная статья ни в коем случае не призвана очернить гитариста-инженера тов. Флойда Роузовича и принизить достижение его инженерной мысли. Целью написания является попытка помочь разобраться в достоинствах и недостатках популярнейших тремоло систем и предостеречь от использования Floyd Rose, если он вам совсем не нужен.

Сначала о механике процесса. Итак, неоспоримое преимущества Floyd Rose и систем на его основе это, естественно, возможность извлекать доселе неслыханные звуки из электрогитар, причем работая рычагом как на понижение, так и на повышение строя. Система стала очень популярна благодаря причисленным к лику святых гитаризма Eddie Van Halen, Steve Vai, Joe Satriani и др., вытворяющие просто невероятные вещи, которые невозможно изобразить на винтажном стратовском тремоло, сохраняя гитару настроенной.

Естественно, если бы с Floyd Rose было бы все так чудесно, то система вытеснила бы все остальные тремоло. Главным минусом является чудовищной степени замороченности процедура замены струн и правильной отстройки, т.е. чтобы полностью насладиться прелестями, которые может подарить Floyd, необходимо предварительно как следует попрыгать с бубном вокруг гитары. Именно поэтому гитарные техники вышеупомянутых Eddie Van Halen, Steve Vai и Joe Satriani получают молоко за вредность и раньше остальных выходят на пенсию, а их коллеги из составов David Gilmour и Jeff Beck ехидно ухмыляются глядя на бедолаг. А ведь у Стива Почему в хранилище больше сотни Ibanez…

Конструктивная особенность Floyd Rose – невозможность настроить высоту каждого седла в отдельности. Высота машинки меняется за счет опорных винтов, в которые упираются ножи. Отсюда диктуется условие к грифу – лучше чтобы он имел больший радиус и был более плоским, чем скажем "стратовские" грифы, в то время как на Stratocaster можно выстроить высоту в соответствии с радиусом.

И напротив, если у вас двухопорное стратоподобное тремоло в сочетании с локовыми колками, то менять струны, настраивать мензуру и высоту седел одно удовольствие! И строй такая система держит не хуже. Такое тремоло тоже можно использовать и для работы на повышения строя, но максимум на тон. Есть небольшая хитрость: при смене струн для лучшего эффекта просто обычным карандашом пройтись по местам опирания струн (верхний порожек и седла бриджа). Либо если вы перфекционист, следуйте совету тов. Холстинина из его статьи «Как укротить стратокастер» и используйте графитовую смазку, хуже уж точно не будет.

Недостаток всех тремоло систем это невозможность сохранить строй, если вдруг рвется струна, т.к. баланс соблюдается за счет того, что струны тянут в одну сторону, а пружины в другую. Поэтому, если рвется струна и общее натяжение ослабевает, пружины неизбежно утащат киль со станиной на себя и остальные струны натянутся, причем неравномерно, т.е. строи уплывает непредсказуемо и играть станет невозможно. Только в случае если вы счастливый обладатель гитары с Floyd Rose, вам придется при монтаже новой струны доставать бубен и плясать.

Теперь о звуке. Принято считать, что все-таки Floyd Rose негативно влияет на звучание. Причем чем больше перегруза, тем это менее заметно. Обратите внимание, рядом с флойдом, имеется в виду в бриджевой позиции, редко встретишь обычный сингл, так же редко как увидеть блюзмена с суперстратом. Таким образом, использование Floyd Rose всегда подразумевает игру с перегрузом в тяжелых стилях, и на чистом канале усилителя такие гитары естественно будут проигрывать.

Интересные факты. Есть много гитаристов, играющих в свое время на гитарах с Floyd Rose, но потом пересевших на вариант с двухопорным тремоло с локовыми колками, как например Steve Lukather и John Petrucci, а вот варианта наоборот навскидку назвать затруднительно. Также есть люди, ухитряющиеся использовать рычаг винтажного шестиболтового тремоло на гитаре с не запирающимися колками без ущерба для строя, но свой секрет, скорее всего, они унесут с собой в могилу. Есть и такие уникумы, которые умудряются «выхиливать» партии, требующие использование тремоло на гитарах с фиксированным бриджем (такие шалости замечены за Doug Aldrich, который играет обычно на Les Paul).

Получается, что все зависит только от поставленных перед музыкантом задач и индивидуального стиля игры. Если проанализировать насколько часто при игре вообще необходимо тремоло, как часто оно используется на повышение строя и с какой интенсивностью, то можно сделать вывод о том, какой бридж подойдет именно вам. Т.е. если вы вообще не прикручиваете рычаг или блокируете тремоло, то зачем подвергать себя сложностям с обслуживанием тремоло, когда изобрели Tune-o-matic и бридж со струнами сквозь корпус? Или постарайтесь вспомнить когда последний раз вы тянули рычаг Floyd Rose в направлении от струн? Если это было давно, то настоятельно советуем присмотреться к двухопорным тремоло в сочетании с локовыми колками, либо же просто его заблокировать.